Профессиональная коммуникация: этика и психология делового общения (Часть 2)

Ключевые слова: профессионал, этика делового общения, профессиональная культура, профессиональное общение

 

2. Принцип «двойного хамелеона»:

 

Суть этого принципа очень проста: достаточно представить встречу двух хамелеонов, принимающих цвет друг друга. В зависимости от желания один из них может поменять свой цвет, тогда второй сможет имитировать цвет первого и наоборот.

 

Представьте себе человека, который хочет донести информацию до собеседника. Чтобы у него это получилось, он должен:

1)                 Иметь идею и желание её выразить (например, такую идею: «я хочу чего-то особенного»);

2)                 Уметь прогнозировать реакцию собеседника на способ выражения своей идеи («он такой, поэтому мне нужно сказать так, чтобы он понял, что «я хочу чего-то особенного»).

 

Это и есть принцип «двойного хамелеона».

 

Схематично выражаясь, общение представляет собой единство трех компонентов:

— идея говорящего;

— вербальные и невербальные средства сообщения информации;

— особенности личности собеседника.

 

Если допустить, что идея говорящего доступна для осознания и укладывается в рамки человеческого знания, то человек, добившийся успеха в реализации принципа «двойного хамелеона», является более успешным, чем человек не добившийся. Более успешным человеком в общении является тот, кто способен чаще демонстрировать принцип «двойного хамелеона» в общении с бόльшим количеством людей.

 

Очень важно также понимать, что принцип «двойного хамелеона» заключается не в имитации собеседника, а в использовании особенностей собеседника для более успешного объяснения ему своей идеи.

 

Способность реализации принципа «двойного хамелеона» складывается из следующих компонентов:

1)                 владение общепринятыми средствами выражения идеи – словами, жестами, мимикой, голосом и т.п.;

2)                 умение их контролировать непосредственно в процессе коммуникативного акта;

3)                 знание психологии собеседника (умение «проникнуть» в сознание и идею собеседника).

 

То, как именно общаться, напрямую зависит от партнера по коммуникации. При выборе средств общения играет роль множество разнообразных факторов, среди которых:

1)                 своеобразная «система отсчета» собеседника, ожидание собеседника (позиция по обсуждаемому вопросу – необходимо знать её заранее или уметь прогнозировать в ходе общения);

2)                 психологические особенности, характер, темперамент;

3)                 отношение собеседника к говорящему;

4)                 позиция собеседника по отношению к идее, которую Вы хотите изложить (выгодно-невыгодно, возможно-невозможно, ново-неново, впервые-не впервые);

5)                 возраст;

6)                 физическая и умственная способность воспринимать информационные сигналы собеседника;

7)                 внешность;

8)                 образование;

9)                 воспитание;

10)             социальный статус;

11)             язык;

12)             внешние раздражители (несмотря на то, что обычно ситуация общая, возможно, что собеседники играют разные роли, либо один выполняет активную роль, другой пассивную (например, один ведет машину, другой едет); в целях успешной коммуникации выгоднее, если ситуация воздействует одинаково на обоих – обоим холодно, обоим тепло, оба активны и др.).

 

При этом собеседник в зависимости от тех же факторов ожидает и может прогнозировать коммуникативные поступки инициатора общения – того, кто вызвался описывать свою идею. То есть собеседник тоже «хамелеон». Чем более способны и готовы два человека играть в игру хамелеонов в процессе общения, тем эффективнее будет их общая коммуникация. В том числе, и деловая.

 

Перефразирую высказанную мысль утилитарным языком. Учитывая все качества собеседника, человек пытается, условно говоря, «достроить» себя до другого человека (при этом необходимо самому стать «понятным» – «достроиться» собеседнику, открыться), до состояния, когда они вдвоем существуют в коммуникативной гармонии и взаимопонимании. Таким образом, преодолеваются барьеры в коммуникации. Собеседники делают попытку стать единым коммуникативным целым и представляют собой некую единую активную коммуникативную единицу.

 

Безусловно, принцип хорош, только если в деловых переговорах выгодно быть понятым. Если нет, нужно всего лишь нарушить принцип «двойного хамелеона». Можно очень легко разрушить деловой проект, делая вид, что собеседник говорит «что-то непонятное» или «не по-русски». А если деловой проект не очень выгоден какой-либо стороне, она приложит все услилия, чтобы общение не состоялось. Но это уже не будет называться деловая коммуникация.  Это будет называться деловая провокация. К этому тоже надо быть готовым.

CHELPRO.RU — автор и источник


Прямая активная ссылка на CHELPRO.RU является обязательным условием копирования любых материалов данного сайта.

Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *