Профессиональное общение: психология и этика деловой коммуникации (Часть 1)

Ключевые слова: профессионал, этика профессионального общения, профессиональная коммуникация, деловое общение

 

Психология профессионального общения – это благоприятная тема для профессоров психологии и филологии, которые любят скоротать тихий субботний вечер, пожевывая перо и пытаясь попасть скомканным листом финской бумаги в урну, напоминающую баскетбольную корзину.

 

Этике делового общения посвящены тонны бумаги учебников, из общей массы которых только один-два заслуживают внимания.

 

В этой и следующей статьях мы не планируем грустно пересказывать их содержание. Даже если это очень дорогие и всемирно известные учебники по культуре профессионального общения от профессоров Оксбриджа.

 

Мы поговорим всего лишь о двух основных принципах общения, от соблюдения которых зависит не только успех профессионального общения, но и то, насколько хорошо мы умеем разговаривать, объяснять и понимать в повседневной жизни.

 

Подумаем. Люди, которые находятся «у руля» жизни наряду с незаурядными умственными и физическими способностями обладают незаурядными способностями к общению, или, другими словами, коммуникативными способностями. Почему? Потому что общение – это ключ к пониманию, знанию и сотрудничеству. Поэтому Вам и надо знать, как работает эта субстанция, особенно, если Вы не очень желаете провести свои лучшие дни на задворках жизни.

 

Начнем с основного. Всем известна мысль о том, что в коммуникативной неудаче никогда не бывает одного виноватого. Это значит, что ответственность за коммуникацию несет каждый. Они, мы, Вы, я.

 

Для того чтобы добиться успеха в коммуникативной деятельности, необходимо добиться двух разных видов понимания:

1)                 понимание на вербальном уровне (на уровне адекватного восприятия, прочтения сигналов собеседника, в основном, слов), которое необходимо для установления языкового контакта;

2)                 глубинное понимание (понимание намерения, представления говорящего – того, что подразумеваемо), необходимое для достижения цели коммуникативного акта.

 

Критерий успеха общения – успех мероприятия, о котором договаривались (напр., обговоренного плана), воплощение на практике (как оба представляли себе в процессе и, что важнее, в результате коммуникации, так и произошло: оба почувствовали/ощутили то, о чем они договорились, о чем им стало ясно из разговора), как, например, в следующей ситуации:

 

А говорит B: Может, сходим в кино (подразумевая развлекательный комплекс, боевик, вечером и т.д.).

В способен (хотя, скорее, в нашей ситуации, способна) интерпретировать эту фразу так (кроме того, что сначала B вообще задумывается, почему у A возникла эта интенция): камерный зал, мелодрама, в пятницу.

В для успеха общей коммуникации может посчитать необходимым задать А ряд уточняющих вопросов: – какое кино, где, во сколько и др. Таким образом, план совместной идеи собеседников в большей степени совпадет с планом ее реализации.

 

Это был маленький вводный экскурс в то, как происходит общение. Теперь перейдем собственно к принципам:

 

1.      Принцип «пирамиды»

Известно, что добиться стопроцентного понимания, равно как и на сто процентов точно что-то объяснить, невозможно. Но можно предпринять действия для того, чтобы быть максимально хорошо понятым. Казалось бы, вот каким образом: предоставляя собеседнику предельно четкую формулировку (давай пойдем в такой-то кинотеатр, зайдем там-то, пройдем там-то, фильм будет идти с такой-то громкостью, около нас будут такие-то соседи, они будут одеты так-то, будут есть то-то, а через 15 минут после начала фильма кто-то начнет выходить из зала и т.д.).

 

Недостаток этого способа заключается в том, что, чем больше слов используется, тем больше возникает личностных смыслов, следовательно, тем сложнее воспринимать, так как каждое новое слово будет интерпретироваться субъективно: чем больше слов, тем больше необщих смыслов, следовательно, тем сложнее воспринимать и взаимопонимать – в этом и заключается принцип «пирамиды».

 

Единственным способом избежать «пирамиды» слов и смыслов в повседневной и деловой коммуникации является использование слов, передающих абсолютно максимально идентичное, закрепленное в сознании всех людей конкретное представление о чем-либо. Однако это утопия, поскольку люди с течением времени, в процессе мыслительной деятельности, общения, развития трансформируют смыслы.

 

Поэтому, чтобы предупредить стихийное изменение смысла слова, это должно быть постоянно сообщаемое, повторяемое, назначенное слово и назначенное же прикрепленное к нему подразумеваемое. По крайней мере в тех сферах, где требуется техническая или иная точность и нежелательно или даже опасно естественное постоянное человеческое мысле- и  словотворчество.

 

Учитывая ускользающую природу слова как передаточного звена подразумеваемого, его природа должна в каждый момент времени отражать актуальные качества передаваемого смысла, например, реальный человек, его поступки, зрительный образ, образ действий, характеристики какого-либо процесса. Чтобы люди в обществе владели этим знаком, он должен формироваться и транслироваться единым признанным институтом (органом власти, профессиональным сообществом) в соответствии с политическими, техническими, экономическими требованиями, целями.

 

С другой стороны, использование слов, которые имеют наиболее четкие, понятные смыслы для обоих участников общения, должно стать стандартом и важнейшим критерием деятельности (в т.ч. коммуникации) людей в деловых сообществах. Конечно, при условии, что люди хотят быть понятыми, т.к. опыт (в т.ч. международных отношений) показывает, что многим очень выгодно взаимонепонимание людей как источник наживы.

 

Окончание следует.

CHELPRO.RU — автор и источник


Прямая активная ссылка на CHELPRO.RU является обязательным условием копирования любых материалов данного сайта.

Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *